это… Определение, квалификации, права и обязанности :: BusinessMan.ru
Чего только не услышишь о людях государевых. Говорят, госслужащий – это коррупционер, лишний элемент, крохобор и так далее. На самом деле все совсем не так. И разбираться с тем, кто он такой, следует с основ работы государства. Дело в том, что управленческий механизм любой страны громоздок и обширен. Но без него государство становится недееспособным. Оно просто развалится в течение очень короткого времени. А основой его успешного функционирования является госслужащий – это факт, доказанный временем и историей. Давайте разбираться более предметно.
Определение
Госслужащий – это человек, занимающийся реализацией политики страны во всех областях, определенных законодательно. Следует понимать, что власть регулирует абсолютно все сферы жизни общества в той или иной степени. Государство заботится о гражданах, их безопасности, создает условия для культурного развития, роста экономического благосостояния. Каждый из этих вопросов объемен и многомерен. Возьмем, к примеру, сферу культуры. Необходимо организовать работу с детьми и молодежью, выявлять и поддерживать таланты, помогать людям искусства творить и продвигать свои произведения, поддерживать индустрию и предприятия. Так во всех сферах. И решение вопросов, во множестве возникающих в обществе, ложится на людей, принявших на себя обязанности государственных служащих. Ежедневно в стране принимаются тысячи управленческих решений. За ними стоят такие же граждане, как и мы с вами. Госслужащий – это тот человек, который решает проблемы сограждан, опираясь на законодательство, отслеживает и корректирует их выполнение. Это огромный и тяжелый труд.
Виды государственной службы
Работа по принятию властных решений идет в различных сферах. Принято выделять два вида госслужбы: гражданскую и милитаризованную. К первой относятся работники органов федерального и местного уровней. Ко вторым – военные, полицейские и представители специальных органов. Все эти люди осуществляют функции государства в той или иной сфере. У них есть собственные права и обязанности, регламентируемые действующим законодательством. Причем нормативно-правовое регулирование деятельности каждой из категорий осуществляется отдельно. Кроме того, каждый субъект РФ принимает собственный закон о госслужащих. В документе прописываются права и обязанности, цели и задачи людей, уполномоченных на реализацию властных полномочий. Они довольно объемны. Мы не будем касаться всех, выделим лишь основные. Для этого следует вспомнить основные функции государства. Именно их реализуют служащие на практике в своей повседневной деятельности.
Основные функции государства
Наверное, человеку, наблюдающему за жизнью страны со стороны, довольно трудно разобраться в тонкостях управленческого механизма. Как говорил герой одного известного фильма: «Для этого двадцать лет учиться нужно». Мы коротко выделим функции государства, как их описывает специализированная литература. К ним относятся:
- охранительная;
- регулятивная;
- организационная;
- экономическая;
- законотворческая;
- контрольная.
Каждый элемент связан со всеми остальными. Вместе они создают устойчиво функционирующий механизм государства. Цель его — создание благоприятных условий для граждан и общества. А винтиками этого механизма являются госслужащие. Потому требования к этим людям особые.
Кто может быть госслужащим
Просто так попасть на работу во властные структуры невозможно. Необходимо ознакомиться с требованиями и ограничениями, установленными для госслужбы. Они описываются в законодательстве. На госслужбу принимают граждан страны. Исключением являются только вооруженные силы, куда могут устраиваться иностранцы по контракту. Возраст госслужащего тоже законодательно ограничен (с 18 до 65 лет). Человек добровольно принимает на себя ряд обязанностей и ограничений. Первые связаны с выполнением функций государства. Вторые – с запретом получать иные доходы, кроме тех, что ему выплачивает наниматель. Всем гражданам описываемой категории платится зарплата из бюджета. Они не могут заниматься предпринимательством, представлять корпорации и фирмы, быть избранными в представительские органы. Исключение: доходы от преподавания и творчества.
Принципы
Знаете, народ все больше интересует зарплата госслужащих. Эти люди действительно имеют доход чуть выше, чем в общем по региону. Это, конечно, зависит от должности. Но огульно критиковать такое положение дел нельзя. Зарплата госслужащих компенсирует им ограничения, связанные с выполнением профессионального долга. А они, если внимательно разобраться, велики. Принципы госслужбы таковы:
- верховенство закона;
- приоритетность прав человека и гражданина;
- профессионализм и гласность;
- внепартийность;
- обязательность для исполнения решений вышестоящих органов.
Это неполный перечень. Но и он наглядно демонстрирует, насколько ограничены в своих действиях люди, выполняющие функции государства. Они обязаны и в быту, и на службе, и на отдыхе помнить, какова их ответственность перед обществом.
Пенсионное содержание
Этот вопрос тоже обсуждается в обществе. Граждане жалуются, что пенсии госслужащим назначаются в большем объеме, чем у других. Но во-первых, это законодательно обосновано. Люди работали на государство, потому заслужили содержание. Они не могли реализовывать предпринимательские инициативы, тем самым повышая уровень своей жизни, помогая семье. Потому пенсии госслужащим рассчитываются по специальному закону. Тем более что в работе этих людей много рисков. Они связаны с огромной ответственностью, лежащей на их плечах. Неправильно принятое решение приводит к ответственности, которая может быть уголовной. Кроме того, наниматель время от времени проводит сокращение госслужащих. Люди теряют работу, оказываясь на улице. Это тоже риск.
Права госслужащих
Перечень того, что позволено данной профессиональной категории, широк. Это связано с выполнением должностных обязанностей. Госслужащие имеют право на получение информации, документов, материалов, которые необходимы для принятия решений. Им нельзя отказать в посещении предприятий и организаций, находящихся в сфере влияния (по должностной инструкции). Госслужащие могут претендовать на повышение по службе, повышать профессиональный уровень, защищаться в случаях, когда их пытаются опорочить. Имеются и специальные права, такие как требовать расследования, если к ним применены незаконно меры воздействия, знакомиться с материалами личного дела и некоторые другие. В целом вся деятельность этих людей направлена на реализацию обязательств перед гражданами, принятых на себя государством.
Обязанности
Люди государевы, что бы они ни делали, в первую очередь заботятся о сохранении целостности государства, исполнении его законов. Это их основная обязанность. Кроме того, они работают с населением, соблюдают права и законные интересы всех граждан. Если человек обратился в государственный орган, ему должны дать полноценный, всеобъемлющий ответ на вопрос. Служащим надлежит поддерживать уровень квалификации, развиваться, изучать новые законы и иные материалы. Они обязаны подчиняться приказам, независимо от собственного мнения по их поводу. Единственным исключением является незаконность распоряжения. В этом случае следует поставить в известность начальство. Знаете, у этих людей нагрузка такова, что приходится постоянно работать, чтобы соответствовать положению. Потому сокращение госслужащих неизменно, как шутят в Сети, приводит к их увеличению. Обязанностей и требований много, людей, им соответствующих, поди поищи. Это только со стороны кажется, что госслужба – сплошной мед с сахаром. На самом деле деньги там зарабатывают, а не получают. Несогласным предлагается самим попробовать пожить в таких жестких рамках. Удачи!
businessman.ru
Гражданские служащие — это… Государственная гражданская служба Российской Федерации
Гражданский служащий — это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета.
Ограничения
Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения. На госслужбу не могут приниматься субъекты:
- Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
- Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
- Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
- Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
- Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
- Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства.
- Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
- Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
- Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
- Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.
Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.
Работодатель
Наниматель гражданских служащих — это Российская Федерация или конкретный субъект РФ. Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.
Особенности статуса
Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.
Классификация
Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:
- Категории должностей.
- Группы.
- Виды госорганов.
- Характер и объем полномочий.
Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.
Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.
Особенности должностей
По категориям выделяют:
- Руководителей.
- Советников (помощников).
- Специалистов.
- Обеспечивающих специалистов.
Должности служащих разделены на следующие группы:
- Высшие.
- Главные.
- Ведущие.
- Старшие.
- Младшие.
Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:
- Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
- Главная – госсоветник 1, 2, 3 кл.
- Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
- Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
- Младшая – секретарь.
Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.
Спорные моменты
Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:
- В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
- Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.
В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.
Проверка уровня знаний и квалификации
Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих.
Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Исключения
Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:
- Отработавших в соответствующей должности менее года.
- Достигших 60 лет.
- Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
- Замещающих должности категорий «руководители» и «советники» («помощники») в соответствии со срочным контрактом.
- Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.
Этапы проверки
Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.
Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы.
Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.
Гарантии для госслужащих
Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:
- Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
- Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
- Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
- Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
- Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей.
- Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
- Защиту персональных данных.
- Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
- Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
- Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
- Членство в профсоюзе.
- Рассмотрение служебных споров.
- Проведение проверки по заявлению служащего.
- Медстрахование.
- Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
- Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
- Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.
Обязанности
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
- Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
- Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
- Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
- Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
- Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
- Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
- Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
- Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
- Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. О доходах госслужащих (2016 г.) отчитаться необходимо было до 2 мая 2017 г. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих (2016 г.) размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
- Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
- Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
- Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Денежное довольствие
Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.
Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.
При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:
- Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
- Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
- Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.
В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.
Повышение зарплат госслужащим
Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.
В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.
Заключение
В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.
Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.
Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.
fb.ru
Кто считается государственным служащим?
Моя трудовая деятельность прошла в сельском хозяйстве на разных должностях, от механизатора до руководителя хозяйства. 4 года был главным инженером и почти 28 лет директором совхоза. В настоящее время на пенсии, и меня волнует вопрос: почему работа в совхозе не засчитывается как государственная служба? Ведь совхоз — это предприятие с государственной формой собственности, при этом работа в управлении сельского хозяйства считается государственной службой.
Леонид Тимофеевич НЕПАРКО д. Горностаевичи Свислочского района Гродненской области
На вопросы читателей отвечает Светлана ЗАБЕНЬКО, заведующая юридическим отделом «БН»
Государственной службой в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 г. признается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, которая осуществляется в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения функций государственных органов.
К государственным органам, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы, относятся: Национальное собрание Республики Беларусь и секретариаты его обеих палат, правительство Республики Беларусь и его аппарат; Конституционный суд Республики Беларусь и его секретариат, Верховный суд Республики Беларусь, Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, иные общие и хозяйственные суды и их аппараты; Администрация Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарат; министерства, иные республиканские органы государственного управления; дипломатические представительства, консульские учреждения и миссии Республики Беларусь; местные Советы депутатов и их аппараты, исполнительные и распорядительные органы и их аппараты; государственные нотариальные конторы; таможенные органы.
Статус государственного служащего приобретается с поступлением на государственную службу в какой-либо государственный орган и на государственную должность.
Не все должности в органах государственного управления являются государственными. Не относятся к служащим государственного аппарата работники, осуществляющие техническое обслуживание государственного аппарата, в частности, работники общего и административно-хозяйственного отделов, архивов, канцелярий, диспетчеры, курьеры, водители, лифтеры.
Работа на руководящих должностях в организациях, не относящихся к органам государственного управления, к государственной службе не приравнивается. Но время работы в государственных организациях в качестве руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, главных специалистов этих организаций может засчитываться в стаж государственной службы при условии назначения на государственные должности в государственные органы различных уровней, их секретариаты и аппараты. При этом засчитывается не весь стаж, а в зависимости от того, в какой орган и в каком порядке произошло назначение, в пределах 5 либо 10 лет. Порядок зачета такого стажа определен статей 44 Закона о государственной службе в Республике Беларусь. Это означает, что если бы вы были назначены на государственную должность, например, в аппарат управления районного исполнительного комитета, то стаж работы в должности руководителя государственной организации был бы засчитан в стаж государственной службы в количестве 5 лет.
Уважаемые читатели!
Свои вопросы юристу редакции «БН» вы можете задать по телефону 287-19-24 по вторникам и четвергам с 10.00 до 13.00, по электронной почте [email protected] или письмом на адрес редакции: 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10-а с пометкой «Правовой диалог».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
www.sb.by
Государственный служащий — кто он?
Государственный служащий — кто он? Государственный служащий – гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законом порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение.Как видим, государственный служащий должен выполнять служебные обязанности за плату. Следовательно, для выполнения своего профессионального долга государственный служащий должен получать достойное вознаграждение, дабы его профессиональный долг не тонул в «трясине» коррупции.
Далее, государственный служащий наделен соответствующими полномочиями, вытекающими из его должности. Из этого следует, что должность государственный служащий должен выбирать по «плечу», то есть в зависимости от своей квалификации и профессиональной подготовки. Дабы мог профессионально выполнять свои обязанности, и орган, который он представляет, не испытывал дефицит квалифицированных кадров и мог полноценно осуществлять свою деятельность.
Целесообразно более детально рассмотреть обязанности государственного служащего. Это поможет четко понять сущность профессионального долга.
Государственный служащий должен соблюдать и поддерживать Конституционный строй, должен соблюдать установленные в государственном органе регламенты, правила внутреннего распорядка, должностные положения и инструкции.
Да, это действительно обязанности государственного служащего, качественно исполняющего свой профессиональный долг. Но более детально хотелось бы рассмотреть такую обязанность, как обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Действительно, государственный служащий должен уметь «видеть людей», не быть «привязанным только к бумаге». Должен осуществлять свои обязанности на благо народа, а не для своих личных корыстных целей.
Конечно же, государственный служащий должен соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики. Это нужно не только для того, чтобы управленец был узнаваем, где бы он ни находился и какого рода деятельностью ни занимался. Но и для того, чтобы его коллегам было приятно работать с ним, для создания более продуктивных отношений, для наиболее плодотворного взаимодействия.
К госслужащим относятся лица, которые в установленном законом порядке занимают государственные должности в:
1) Палате Представителей и Совете Республики Парламента (Национальное Собрание)
2) в Правительстве и его аппарате
3) Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РБ, иных общих и
хозяйственных судах их аппаратов
4) Администрации Президента, Государственных
секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных
госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РБ
5) органы КГК, прокуратуры, Нацбанка,
Центральной избирательной
комиссии
6) министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях
7) дипломатических представительствах РБ
8) местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах
(исполкомы, администрации)
9) государственных нотариальных конторах
10) таможенных органах
11) иных госорганах
Рассматривая административно-правовой статус госслужащих, необходимо учитывать, что к служащим госаппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение функций госаппарата (пример: работники хозчасти, архива, канцелярии, библиотеки, автохозяйства, обслуживающие госорган и т.д.)
Действие закона о госслужбе не распространяется на:
1) военнослужащих
2) лиц начальствующего или рядового состава ОВД
3) органов и подразделений по ЧС
4) органов финансовых расследований КГК
На данные категории лиц распространяется действие специальных НПА, регламентирующих порядок прохождения службы: пример: закон об ОВД
Аттестация государственных служащих
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» государственные служащие в целях определения объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.
Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.
Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе.
Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.
Освобождаются от прохождения аттестации:
государственные служащие, пребывающие в данной должности менее одного года;
беременные женщины.
Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также занимающие должности путем избрания.
Порядок проведения аттестации государственных служащих регулируется Положением о проведении аттестации государственных служащих, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. №489 и типовым Положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановленим Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. №784
Настоящий государственный служащий может состояться только в том случае, если он сознательно выбрав свою профессию, свой жизненный путь, служит верой и правдой своему государству, а тем самым и народу, двигаться к намеченной государством цели, четко понимая свою роль в построении сильного и процветающего государства.
Нравится статья? Жми {nice1}
Добавить комментарий
www.npa.by
Кто относится к госслужащим в России: список
Госслужащий – это сотрудник, который исполняет свои служебные обязанности и получает зарплату из средств бюджета.
К госслужащим относятся и те, кто трудится в госорганах, и работники госучреждений. К ним также причислены курьеры, помощники и секретари, а также сотрудники полиции и военные.
Весь остальной коллектив госучреждений (врачи, учителя) к госслужащим не имеют никакого отношения.
Отметим, что в нашей стране к госслужащим относят работников МЧС, медперсонал государственных ведомств и санэпидемслужб, сотрудников судебной системы, депутатов, чиновников от власти.
Все госслужащие делятся на 5 групп: младшие специалисты, старшие специалисты, ведущие госслужащие, главные специалисты, высшие государственные должности. В зависимости от квалификации сотруднику назначается зарплата.
Согласно информации из Википедии, на деятельность госслужащих накладывается ряд ограничений.
Государственный служащий не имеет право:
— Заниматься иной деятельностью на платной основе, кроме научной, педагогической и иной творческой,
— Осуществлять предпринимательскую деятельность и использовать свое служебное положение для помощи другим лицам в осуществлении подобной деятельности с получением за это вознаграждения,
— Являться представителем третьих лиц в госоргане, в котором тот состоит на службе, либо является подконтрольным,
— Использовать в собственных целях служебное авто, а также средства материально-технического обеспечения,
— Получать вознаграждения от гражданских лиц за исполнение прямых обязанностей,
— Принимать участие в забастовках и как-либо чинить препятствия для нормального функционирования госорганов,
— Участвовать в работе политических партий и организаций религиозной направленности в связи со службой,
— Иметь в подчинении или находиться под управлением лиц, имеющих с госслужащим близкие родственные отношения,
— Пользоваться служебной информацией и положением в сугубо личных целях,
— Давать не согласованные обещания, а также в течение года после прекращения госслужбы не может обращаться на место прежней работы по вопросам, ранее входящим в его компетенцию.
www.tltonline.ru
Кто по закону относится к чиновникам в России?
Чиновник – это государственный служащий, обладающий определенным чином. В категории чиновников в РФ находятся люди, которые служат на благо своего государства. Признаками госслужащего являются:
- должность в государственных органах и их аппарате;
- деятельность по выполнению функций государства;
- получение дохода за свою работу за счет госсредств.
Следует отметить, что к чиновникам не относятся лица, которые проходят стажировку каких-либо государственных органах, так как они лишь претендуют на ту или иную должность, но пока ее не занимают. В законе РФ не существует единого нормативного акта, в котором содержится общее понятие служащего. Чиновниками, как мы уже говорили, называют всех, кто служит в государственных органах.
Сегодня в России всех госслужащих делят на такие категории:
- Должностные лица.
- Оперативный состав.
- Технический.
- Вспомогательный и обслуживающий состав.
В состав должностных лиц входят чиновники, которые наделены правами издавать правовые акты, подписывать важные бумаги, выполнять регистрационные действия и многое другое.
Также сюда относятся те, кто не занимается вышеуказанными делами, но зато они руководят деятельностью подчиненных им сотрудников. Особым правовым статусом наделены лица, задействованные в административной власти.
К оперативному составу стоит отнести госслужащих, которые выполняют обязанности государственно-властных функций. В отношении граждан они не могут совершать никаких юридических актов. Сюда же относят юристов и экономистов, работающих над подготовкой проектов разных решений. К третьей категории относятся госслужащие, которые осуществляют определенную служебную деятельность. Например, технические секретари.
Типы государственных чиновников в России
Кто относится к чиновникам в России? В соответствии с законом РФ существует два вида госслужащих:
- Федеральный государственный работник. Это работник, который выполняет свою профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает за это деньги за счет материальных средств федерального бюджета.
- Государственный гражданский служащий субъекта РФ. Это работник, который выполняет свою рабочую деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта России.
Читайте также: Где можно оформить и получить заграничный паспорт в Москве
Права и ограничения чиновников РФ
Госслужащий имеет на право:
- посещать в должностном порядке различные организации;
- принимать участие в конкурсе на замещение выгодной должности;
- продвигаться по служебной линии;
- вносить свои предложения по улучшению госслужбы;
- объединяться в партии;
- принимать решения в соответствие с занимаемой должностью;
- соблюдать дисциплину на работе.
Чиновники России не могут делать следующее:
- заниматься другой деятельностью и получать за это оплату, за исключением творческой и научной;
- вести предпринимательскую деятельность;
- получать вознаграждения в виде подарков либо денег за выполнение тех или иных услуг;
- использовать вне службы рабочие средства;
- применять служебные данные в своих целях;
- давать пустые обещания.
Следует отметить, что государственный служащий – это очень серьезная и ответственная должность, на которую берут людей только с соответствующим высшим образованием и опытом работы в той или иной сфере. Таких работников в особом порядке берут на должность (либо избирают) и в специфическом порядке увольняют. Главный вид ответственности у всех государственных работников – политический. Например, отставка, отстранение от должности либо же, если это относится к политическому деятелю, то процедура импичмента.
rusposobie.ru
Госслужащие и лица, замещающие государственные должности.: kzs72 — LiveJournal
Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников — госслужащие и лица, замещающие государственные должности.Думаю, что необходимо с этим разобраться — чтобы ясно представлять себе — что из себя представляет «РФ».
Итак — с госслужащими все более менее понятно — они служат государству.
Кто или что является у нас государством — это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство — это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного. Никто не будет отрицать, что в РФ классовое общество и на данный момент у нас осуществляется диктатура буржуазии, прикрытая демократией, всякими выборами, многопартийностью и прочим.
Гораздо интереснее с «лицами, замещающими».
Значение слова «замещающий» — я взял определение из бизнес-словаря, поскольку у нас кругом и всюду этот самый «бизнес»-
ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДИРЕКТОР
(alternate director) Лицо, которое может временно выполнять директорские обязанности при отсутствии директора компании. Замещающий директор представляется на заседании совета директоров, если в уставе (articles of association) компании есть соответствующие положения и если другие директора согласны с тем, что данное лицо способно выполнить возлагаемые на него обязанности.
Уже становится интересно — «временно выполняющий обязанности при отсутствии директора» — не правда ли, интересная формулировка?
Получается, что все чиновники, которые замещают государственные должности — это временщики, поставленные на время отсутствия лиц, исполняющих обязанности.
Самый главный вопрос — кто эти лица?, где они находятся, кто реально управляет образованием «государство РФ»?
Список должностей, которые замещают временщики в отсутствие «хозяина» и разьяснение из Вики.
Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации[1].
Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).
Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности[2]:
Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Министр Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Министр Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
Председатель федерального суда
Заместитель председателя федерального суда
Судья федерального суда
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
ссылка на Вики
Как видите — все ключевые фигуры — это временщики, которые просто замещают кого то, которые являются исполнителями чьей-то воли. Но не «воли народа» — не питайте иллюзий.
Так что или кто является у нас «государством»?
kzs72.livejournal.com